Сурдопедагогика – это наука о воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей, сурдопедагог – специалист, владеющий специальными знаниями и умениями, с помощью которых помогает адаптироваться ребенку в среде слышащих.

Утрата слуха у взрослого и отсутствие слуха у ребенка по-разному влияют на их личность. У взрослого человека к моменту нарушения слуха уже сформирована речь, словесное мышление и все личностные характеристики. Утрата же слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов, влечет за собой целый ряд различных отклонений психического развития (нарушения зрительного восприятия, наглядного мышления и других познавательных процессов). Из-за невозможности воспринимать словесную речь глухой ребенок обеднено осознает внешний мир, реакции его на внешние раздражители упрощены и сужены. Развитие таких детей характеризуется заметными затруднениями в общении и обучении. Этих детей нередко воспринимают за умственно отсталых или страдающих тяжелыми расстройствами речи.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, т.к. нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образов и не может контролировать собственное произношение. Однако, обучение в специально организованных условиях постепенно сглаживает и выправляет не только эти дефекты, но и психическое развитие в целом.

В зависимости от различной степени поражения слухового анализатора и времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, детей подразделяют на глухих и слабослышащих, а глухих – на ранооглохших и позднооглохших. Для каждой категории таких детей используется своя методика в коррекционной работе. Вот почему родители ребенка с проблемами слуха должны незамедлительно обратиться за помощью к сурдопедагогу.

child

Занятие с ребенком 2-3 года

Часто в школы для глухих и слабослышащих поступают дети, которые по разным причинам не получили специальной дошкольной подготовки или находились в дошкольном учреждении неполный период. Естественно, такие дети резко отличаются от тех, кто получил ту или иную дошкольную подготовку. В результате этого состав учащихся класса носит неоднородный характер, часть детей сильно отстает от своих сверстников в развитии. Поэтому многие родители вынуждены обращаться к специалистам для проведения дополнительных индивидуальных занятий.

Устная речь воспринимается слышащими на слух. Глухие используют для этой цели зрение, так называемое чтение с губ, т.е. зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Несмотря на значительные трудности подобного способа восприятия речи, навыки зрительного восприятия, в известной мере, компенсируют дефекты слуха. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением речи. У слабослышащих чтение с губ может быть важным вспомогательным средством, при котором восприятие речи происходит с использованием имеющегося у больного остаточного слуха. Для глухих же чтение с губ и использование жестовой речи могут являться единственным средством устного общения.

dactil

Обучение дактилю

В нашей ЛОР клинике "Многопрофильный центр слуха и речи" в Омске для взрослых пациентов организованы занятия с сурдопедагогом по обучению чтения с губ, жестовой речи, по устранению дефектов произношения.

В Центре проводятся консультации и даются рекомендации родителям по обучению детей с нарушением слуха с того возраста, когда эта проблема была обнаружена (это может быть 3-5 месяцев от рождения). Занятия с ребенком проводятся в возрасте от 1 года. Количество и продолжительность занятий индивидуальны.

Индивидуальные сурдопедагогические занятия с глухими и слабослышащими детьми дошкольного и младшего школьно возраста включают: педагогическую диагностику, фонетическую ритмику, занятия по развитию слухового и зрительного восприятий, развитию речи, формированию и автоматизации произносительных навыков, развитию психических и интеллектуальных функций, развитию мелкой моторики, логопедический массаж и т.д.

С глухими и слабослышащими детьми старшего школьного возраста проводится работа над навыками самостоятельного высказывания (с использованием технических средств), расширением активного словаря, устранением дефектов произношения, работа над грамотностью речи и письма, обучение работе на компьютере.

Наши услуги по сурдопедагогике включают:

  1. Занятия с детьми после кохлеарной имплантации.
  2. Занятия по развитию слухового восприятия.
  3. Занятия по коррекции и постановке звуков.
  4. Занятия по развитию речи.
  5. Обучение грамоте.
  6. Обучение фонетической ритмике.
  7. Логопедический массаж.
  8. Обучение чтению с губ.
  9. Обучение жестовой речи, дактилю.
  10. Занятия по развитию мелкой моторики.
  11. Обучение работе на компьютере.
  12. Консультация родителей глухих детей по вопросам социальной реабилитации.

Потому что мы знаем и умеем!