Печать

Слухоречевое развитие

 Вашему ребенку сделали кохлеарную имплантацию. Что должны знать родители?

 По мнению И.В. Королевой ("Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации" -  СПб.: КАРО, 2016. – 872 с.) выделяются 4 периода слухоречевой реабилитации:

 

 1 период – «Начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ (кохлеарной имплантацией)». Его  длительность - 3-12 недель.

Этот период почти исключительно связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. За этот период должны быть  достигнуты параметры настройки процессора КИ, позволяющие ребенку воспринимать все звуки речи, а усилия педагогов и близких должны быть, прежде всего, направлены на развитие у ребенка интереса к окружающим звукам. У детей, не говоривших до  КИ, важно активизировать голосовую активность, произнесение звуков и слов по подражанию. Нередко появление у маленького  ребенка лепетных звуков – первый признак того, что ребенок стал слышать. Дети, которые немного говорили до КИ, начинают  использовать слух для контроля своей речи.

 2 период – «Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ». Его длительность - 6-18 недель.

За этот период у ребенка достигаются оптимальные и стабильные параметры настройки процессора КИ, а главное, формируется  способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы. Ребенок научается обнаруживать разные звуки, у него  формируются непроизвольное и произвольное слуховое внимание, он слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звуки и слова. Ребенок научается с помощью КИ узнавать окружающие звуки, причем делает это сам и не только на занятии. Уровень развития его слухового восприятия речи близок к развитию ребенка в возрасте 1-1,5 года. Благодаря этому слух начинает работать на развитие понимания речи и собственной речи так, как это происходит у слышащих детей. Дальнейшее слухоречевое развитие и занятия с сурдопедагогом/логопедом связаны с развитием у ребенка речевой системы – накоплением пассивного и активного словаря, развитием и формированием грамматической системы языка, использованием речи для общения.. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и предложения. Он сам начинает говорить слова и 2-3-словные предложения. Он часто повторяет за взрослым слова, но не понимает их значения. У некоторых детей способность говорить развивается позднее, несмотря на то что они уже начинают понимать речь.

Для всех детей в этот период характерны выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. За этот период у ребенка нужно сформировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух), что необходимо для спонтанного развития восприятия речи у ребенка с КИ. Еще одна важная задача этого этапа – развитие слухового контроля собственной речи и формирование координации между слухом и артикуляцией – ребенок должен уметь повторить новое слово, даже если он его не понимает.

3 период – «Языковой период развития восприятия речи и собственной речи». Длительность периода - более 5-лет.

Главным в этот период является развитие у ребенка системы родного языка. Он все время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку. В зависимости от сформированности понимания окружающей и собственной речи это может быть программа детского сада/школы для слабослышащих детей или детей с нарушениями речи. Особое внимание необходимо уделять развитию у ребенка слухового восприятия грамматической стороны речи. У ребенка также продолжает улучшаться восприятие звуков и речи –он начинает понимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему. Уровень развития собственной речи у детей с КИ по окончании этого этапа может быть разным. Это зависит от состояния устной речи у ребенка до имплантации, возраста при имплантации, наличия у ребенка сопутствующих нарушений, в том числе и артикуляторных. А также методики реабилитации.

4 период – «Период развития связной речи и понимания сложных текстов».

Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Он отличается от предыдущего периода тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связано рассказать о различных событиях и явлениях, умения общаться с различными людьми с помощью речи. Этот этап речевого развития детей с КИ аналогичен периоду развития речи, который характерен для нормальнослышащих детей в возрасте старше 7 лет. Его могут достичь только часть ранооглохших детей с КИ. Как правило, эти дети, которым был вживлен имплант до 2-х лет, а также дети, имплантированнык в более позднем возрасте, но прошедшие раннюю абилитацию со слуховыми аппаратами.

 

Занятия с глухими и слабослышащими детьми проводят специалисты – сурдо-педагоги нашей Клиники. В работе используются современные технологии слухоречевой реабилитации детей с КИ и слуховыми аппаратами: интерактивный стол со специальными компьютерными программами по развитию слуха и речи, настольные и электронные игры, наборы обучающих карточек, пособия, доски Сегена, Монтессори материал, рабочие тетради, развивающие книги, игрушки. Весь используемый материал поможет ребенку быстрее адаптироваться в среде слышащих сверстников.

 

Потому что мы знаем и умеем!