Уважаемый посетитель Вы обратились с вопросом на сайт нашей Клиники. Предлагаем Вам ознакомиться с ответами на наиболее частые из тех, с которыми обращаются на прием дети и взрослые к нашим специалистам. Если у Вас имеются свои вопросы, то внизу страницы можно заполнить форму. В течение 1-2 дней Вы получите ответ.

 

По вопросам оториноларингологии и сурдологии

По вопросам сурдопедагогики и логопедии

Драчук Александр Иванович

Врач консультант
Доцент, кандидат медицинских наук
Врач сурдолог и
оториноларинголог высшей категории

Лобачева Ирина Борисовна

Директор центра
Ведущий специалист по вопросам
слухопротезирования, сурдопедагогики
и логопедии

 

1. Пациент Н., 57 лет.

Вопрос: Считается, что, что заболевания слухового нерва не лечатся, тогда почему врачи все время назначают лечение, которое называют профилактическим?

Ответ: Часто заболевания слухового нерва (сенсоневральная тугоухость) вызываются различными причинами. Такими причинами могут быть: атеросклеротические поражения сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, остеохондроз шейного отдела позвоночника, а также заболевания крови, последствия черепно-мозговых травм, токсическое поражение солями тяжелых металлов, бытовыми и промышленными ядами, акустические травмы и длительное воздействие шума на орган слуха (шумовая болезнь)

и многие другие причины. При отсутствии целенаправленного лечения с учетом фоновых заболеваний слух, как правило, быстро ухудшается. Особенно эффективно лечение в ранние сроки ухудшения слуховой функции, поэтому при первых признаках нарушения слуха и появления шума в ушах необходимо сразу обращаться к специалисту.

 

2. Пациентка Л., 37 лет.

Вопрос: У моего ребенка находят аденоиды. Одни врачи рекомендуют лечение, другие - направляют ребенка на операцию. Как мне правильно поступить? Есть ли методы лечения аденоидов?

Ответ:  Аденоид - это глоточная миндалина, которая заложена у ребенка генетически с рождения и до 13 - 16 лет, когда подвергается инволюции, т.е. обратному развитию. Чаще в медицинской практике имеют дело с воспалением аденоида - острым или хроническим аденоидитом, которые хорошо лечатся современными лекарственными и физиотерапевтическими методами. Хирургическому лечению подлежит гипертрофия аденоида или хронический аденоидит, вызвавший осложнения со стороны уха, околоносовых пазух или других органов. Наиболее благоприятный возраст для хирургического лечения детей - от 4 до 6,5 лет, т.к. в этом возрасте у детей возможны щадящие операции типа аденотонзиллотомии, позволяющие сохранить иммунокомпетентную функцию глотки.

 

3. Пациентка Е., 25 лет.

Вопрос: Что является нормой в речевом развитии детей от 1 года до 3 лет?

Ответ:
12 мес.: использование 3-4 лепетных слов с соотнесением, понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
18 мес.: использование словосочетаний (мама спит), показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает некоторые предметы на сюжетных картинках.
24 мес. : усвоение грамматической структуры предложения, но еще многие предложения строятся аграмматично. Предложения до 3-4 слов. Показывает пять частей тела. Словарный запас минимум 50 слов. Понимает двухэтапную инструкцию. Предложения строит из двух слов.
30 мес.: адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Повторяет две цифры в правильной последовательности. Имеет понятие «один». Понимает обозначение действий в различных ситуациях («покажи, где собака»). Доступно установление причинно-следственных связей. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой.
36 мес.: Важные источники развития речи – запоминание стихов и сказок. Словарный запас 250 слов (если заниматься с ребенком - 1200-1500 слов). Используются бессоюзные и союзные предложения. Овладение множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов.
48 мес.: Понимание сложноподчиненных предложений, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации.

 

4. Пациентка Т., 58 лет.

Вопрос: Можно ли помочь больному, утратившему речь после инсульта?

Ответ:  Афазия (а – отрицание, фазио – говорю – греч.) – системное нарушение речи , возникающее при органических поражениях мозга разной локализации, отчего и возникают разные её формы. Афазия охватывает разные уровни организации и реализации речи, связана с другими психическими функциями, приводит к изменениям личности больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющейся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи. /Цветкова Л. С./.

Представьте себе, что вы вдруг попали в чужую страну, ваш интеллект при этом абсолютно сохранен, и вы обладаете ясным осознанием того, что хотите сказать, но не можете, потому что не знаете языка этой страны. Даже если вы будете стараться подражать словам, которые слышите, вас, вряд ли поймут, потому что вы не сможете составить фразы и фонетически правильно оформить ее. Так же дело обстоит и с пониманием вами устной и письменной речи народа этого государства: вам будет казаться, что звуки и буквы не несут никакого смысла, возможно, вы даже не сможете выделить из звукового ряда отдельного слова. Примерно так же обстоит дело с восприятием и продукцией речи у человека с афазией

Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой» зоны, и находится в зависимости от локализации очага поражения и фактора. В одних случаях афазия протекает как грубое нарушение устной – экспрессивной и импрессивной речи, в других – как нарушение импрессивной речи из-за дефектов понимания логико-грамматических конструкций речи. Во многих случаях афазия сопровождается аграфией и алексией, т. е. нарушениями письма и чтения. При афазии нарушаются практически все три вида речи – устная (экспрессивная и импрессивная), письменная (чтение и письмо) и внутренняя речь. Все эти виды речи и их разные формы нарушаются по-разному при разных формах афазии и степень тяжести говорения, понимания речи, умение писать и читать так же разная: от самой грубой степени нарушения до легкой. При афазии грубо нарушается предметная отнесенность слова: больные не могут по слову найти предмет, изобразить его, понять значение слова.

Ученые доказали, что после того, как неблагоприятный фактор поражает одну сторону мозга и парализует ту или иную функцию, активность неповрежденного полушария возрастает, здоровые корковые структуры могут гибко повторно формировать новые связи, которые позволяют сохранить нарушенную функцию. Это говорит о том, что специально организованные занятия для таких больных очень важны и необходимы, но они должны быть регулярными, без длительных перерывов особенно в первые годы после инсульта. Близкие люди и родственники, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с логопедом и точно выполнять его рекомендации.